Цвет в графике — с чего начать?

Марина Бородина и Наталья Гриценко, к началу их онлайна «Как выделить главное цветом». По материалам прямого эфира 09.04.2020 в нашем инстаграме.

Редактировали — Инна Никитина, Никита Никитин

Цвет — это дополнительное удовольствие в рисовании. Черно-белой графике можно посвятить годы, это целый мир. А цвет приносит эмоции. Когда получается интересный цветовой аккорд, когда мы неожиданно замечаем красоту какого-то цвета, это так же здорово, как найти хорошую мелодию. Наш мир становится цветным, и мы можем радоваться ему по полной. Вот наши советы, с чего начать.

Начните

Марина Бородина, курс «Управление цветом»:

«Моё любимое упражнение, побеждающее
всё, — ежедневное рисование. Не ставьте поначалу никаких целей и требований к работе, кроме самого факта, что вы рисуете только цветом.
Уберите все нецветные инструменты. Смело смешивайте любые цвета, рисуйте что угодно и как угодно. Экспериментируйте. Смотрите, что получается. После того, как вы изрисуете альбом, вы наберетесь опыта и станете смелее. Появятся вопросы. Любимые сочетания и интересные техники. Вот вы и во всеоружии в начале пути».



Наташа Гриценко, курс «Техники»:
«Для того, чтобы начать что-то делать, необходимо просто начать делать. В процессе вы столкнетесь с проблемами, у вас появятся вопросы, и вы начнете искать на них ответы, — так и будете продвигаться. Это касается чего угодно, — работы с цветом, в том числе».

Сначала разберитесь с тональным рисунком

Часто мы беремся за какую-то задачу и сталкиваемся с проблемами предыдущего уровня. Приходится возвращаться на шаг назад и разбираться. Можно предсказать список вопросов, с которыми вы столкнетесь при подходе к цветной графике. Это вопросы тональных отношений — что светлее, что темнее, — и культура работы пятном. Начиная с того, умеем ли мы набрать пятно равномерно, и заканчивая тем, можем ли мы упрощать и обобщать то, что мы видим. Например, объединять пятна подобные по тону в один силуэт или сделать пятно с четким краем, или задать меру условности рисунка.

Если у вас совсем небольшой опыт тонального рисунка, то в процессе работы с цветом вам неизбежно придется вернуться на шаг назад, чтобы разобраться с тем, как рисовать тоном. Поэтому сосредоточиться именно на вопросах цвета вы сможете, когда вопросы тонального рисунка для вас не новы.

Обзор курса «Тональный рисунок» (К. Зиман) в онлайн-мастерской о цвете

Придумайте цвет

В самом начале здорово помогает идея, что цвет — условный. Графика — во многом аналитическое, логическое искусство. По большому счету это вымысел, основанный на допущении. «Допустим, все видимое у нас стало двух цветов: черного и белого, тогда…». На цвет это распространяется в полной мере. Цвет может быть любым и редко когда в цветной графике передают реальные цветовые отношения. Цвет передает то, что придумал автор, а не настоящий цвет изображаемых предметов. Хотя, конечно, предавать настоящий цвет не запрещается :–)

Например, в этом рисунке оранжевый цвет работает как акцент и выделяет главное.

Рисунок Изабель Арсено

А здесь цвет введен, чтобы разделить два пространства повествования, две линии.

Рисунок Изабель Арсено

Начните вводить цвет в свои рисунки постепенно. Например, введите цветовой акцент. Подчеркните главное в черно-белом рисунке цветной точкой, малым количеством цвета. Это полностью придуманная затея, не копирование реальности, — такая практика помогает подступиться к идее условного цвета.

Эскиз участника курса «Выразительные средства графики—10: Цвет»
(М. Бородина, Н. Гриценко)

Ограничьте палитру

Даже два карандаша дают массу возможностей, которые нужно организовать в листе и «подружить» друг с другом.

Третий цвет появится при смешении — пересечении и наложении штрихов. А еще есть куча оттенков посветлее-потемнее, поярче-поглуше — в зависимости от нажима на карандаш и плотности штриховки. Это уже куча вводных, с которыми надо разобраться.

Смотрите: два карандаша — это два их цвета, взятые в полную силу. Третий цвет появится на смешении, — пересечении штрихов. И еще есть куча оттенков посветлее-потемнее, поярче-поглуше — в зависимости от нажима на карандаш и плотности штриховки. Это уже куча вводных, с которыми надо разобраться.

Поштрихуйте двумя карандашами разного цвета рядом. Обязательно пересеките штрихи, наложите один цвет на другой. Посмотрите, что за третий цвет получается на пересечении. Повторите опыты с разным нажимом на карандаш и разной плотностью штриховки.

Повторите с другими сочетаниями.

Набирайтесь опыта

Можно переделать все возможные колористические упражнения, и все равно испытывать трудности при выборе цвета в рисовании. Здесь поможет опыт в аналитических экспериментах и наблюдениях.

Присматривайтесь к палитрам художников и конкретным работам. Фиксируйте, какой эффект дают те или иные сочетания.

Наблюдайте оттенки в природе: утро–вечер, зима–весна, жарко–туманно и используйте подмеченное в своих работах. Например, вы заметили, что земля и небо в определенное время суток кажутся голубыми, и от этого возникает лирическое чувство. Воспроизведите сочетание цветов в рисунке, когда вам понадобится такое впечатление. Практикуйтесь в передаче эффекта, который вы пронаблюдали, — передавайте ваше ощущение двумя-тремя цветами.

Смешивайте сложные цвета

Что делать, когда разобрались с простыми цветами, поняли про условный цвет и ограничили палитру? Усложнять цвет.

Начните рисовать только сложными смешанными цветами. Для осознанной работы с цветом хватит палитры из трех-четырех цветов. Некоторые сочетания будут отзываться определенному настроению и вызывать эмоции. Вот уже и полноценная палитра.

Во время работы используйте весь диапазон контрастов: сочетайте светлое и темное, большое и малое, яркое и приглушенное, — работа от этого станет разнообразнее и ее будет интересно рассматривать.

Выберите материалы

Цветные карандаши

Мы рекомендуем цветные карандаши, вот почему:

  1. Наверняка вы уже работали графитным карандашом, а значит, знаете, как точить, штриховать, работать с нажимом, и т.д. Это дает возможность сразу сосредоточиться на цвете, не приноравливаясь к материалу.
  2. Карандаши — относительно недорогой и компактный материал.
  3. Они дают богатую палитру цветов: можно брать готовые карандаши сложных оттенков или получать сложные цвета, накладывая один слой штрихов на другой.
Карандашная палитра и эскиз Натальи Корсак
— участницы Выразительных средств графики

Краски

Дополнительно поэкспериментируйте с красками: они позволяют быстро смешивать цвета и делать большие цветные пятна. Оптимально использовать хорошую гуашь но белила лучше взять темперные, — с ними цвет насыщеннее.

Гуашью можно работать и прозрачно, акварельно, и плотно, пастозно — все зависит от количества воды. Это уже большое поле для экспериментов. Акварель тоже подойдет, но с ней может быть посложнее, — она требует технических навыков.

Возьмите качественные материалы

Качественные материалы хорошо наносятся и смешиваются. Поэтому проверка номер один:

• для карандашей — легко штриховать, при легком нажиме цвет ровный и светлый. При сильном нажиме — яркий, плотный, насыщенный.

• для красок — ровно ложатся на бумагу и в густом, и в жидком состоянии.

Проверка номер два: цвета хорошо смешиваются.

Смешайте:

  • желтый и синий
  • фиолетовый и оранжевый
  • красный и желтый
  • синий и красный
  • зеленый и синий
  • фиолетовый и зеленый
  • фиолетовый и синий.

В результате должны получаться красивые смешанные цвета, а не серая масса.

Смотрите Музей рисунка, задавайте вопросы и приходите на онлайн «Как выделить главное цветом»

Простая школа, 2020

Добавить комментарий

Закрыть меню