Обзор онлайна «Два художника» (декабрь 2018)

Может показаться, что копирование работ других художников — это скучная механическая работа, которая развивает только технические навыки и в которой нет места творчеству. Это так, если стоит задача механического переноса — чтобы было «похоже» на оригинал. Но есть и другой подход к копированию, который Дима Горелышев уже много раз опробовал в разных группах и который доступен каждому.

Тема совмещает практику и исследование. Она не столько о копировании конкретного приёма, сколько о понимании что, почему и как делает автор, — о понимании эстетики его творчества, о вычленении больших стилеобразующих черт. 

В задании три этапа — выбор художника, копии и рисование в ценностях этого художника. Второй и третий этапы повторяются, поэтому весь онлайн длится 5 недель.

Первая неделя
Каждый участник выбирает двух близких авторов и рассказывает о своём художнике — почему выбран именно он, что привлекло в его работах. У каждого художника выбирает пять-десять конкретных работ, которые объединены либо каким-то наиболее характерным приёмом, либо определённым узнаваемым периодом творчества.

После начинается копирование нескольких работ. Особое внимание обращается на задачу художника в данном конкретном рисунке, материалы и технологию работы с ними: что автор делает сначала, а что потом, как он работает с листом, где ставит акцент, да и ставит ли вообще. Важно сделать не фотографически точную копию, а рисовать так же, как автор — с той же динамикой, с той же мерой завершённости. Как будто мы рисуем его рукой с натуры.

Вот что получилось у участников онлайна на этом этапе.

Вторая неделя
После того как копии завершены, каждый участник ёмко и кратко формулирует три основные ценности автора, которые были поняты при изучении и копировании работ.

Далее в процессе рисования участники опираются не на репродукции работ художника или копии, а на эти самые три ценности. Нет задачи рисовать точно так же, как выбранный художник, — рисуем своё, но опираясь на то, что нам дорого в том или ином авторе.

Третья неделя
На очереди второй художник. Снова выбираем работы для копирования, рассказываем, почему выбрал его, чем близок и копируем.

Четвертая неделя
Вычленяем ценности и «встраиваем» их в свое рисование.

Пятая неделя
Три задания на выбор — продолжение работы с натуры в ценностях одного из художников или объединение ценностей двух авторов для получения чего-то принципиально нового.

В итоге зачастую получаются вещи, становящиеся для некоторых участников открытием и переходом на новый уровень.
Это задание — прекрасный способ научиться новому. Новому способу смотрения, обращения с материалом, новым задачам. Опора на мастерство близкого художника помогает смелее заходить на неизведанную территорию и лишает необходимости хвататься за спасительные привычные приёмы.

Добавить комментарий

Закрыть меню